Монеты Российской Империи
История чеканки монет Российской Империи
История чеканки монет на Руси началась в X веке. Весь производственный цикл был ручным. Как мы писали в статье про допетровские монеты, во времена раздробленности и феодализма монеты делали из серебряной проволоки, из-за чего они довольно существенно различались по массе и форме, а изображение на них теряло целостность, поскольку чеканщик не мог всегда идеально точно попадать в центр монеты. Проволоку рубили на равные части и мастер ударом молотка со штампом производил маленькую монетку.
Массово монеты на Руси стали чеканить в XIV веке в уделах. Изображались на них петухи, войны и всадники с мечами, копьями и другим древним оружием, фантастические животные, человеческие головы в профиль и т.д. Изображения выбирал удельный князь. Первые медные русские монеты начали делать только в середине XVII века. Их изготавливали тоже из проволоки, но медной. Они получили название «пулы». Хотя раньше, в 15 веке, в Тверском, например, княжестве тоже чеканились медные пулы. Тогда же в 17 веке появились и медные копейки, которые ничем не отличались от серебряных и были приравнены к ним. Это стало причиной в 1662 году «медного бунта». Царь Алексей Михайлович (см. копии монет Алексея Михайловича) сделал из случившегося правильный вывод, и медные деньги были отменены.
Вновь чеканку медных монет возобновил лишь спустя полвека Петр I (см. копии монет Петра 1). При нём история монет России получила новое развитие. Монеты чеканили на различных машинах и приспособлениях, которые закупались на Западе. Однако, производство так и не стало в достаточной мере автоматизированным. Но чеканка стала цикличной, то есть стала проходить через полный цикл производства или монетный передел. Минцмейстер (начальник монетного двора, ответственный за чеканку) получал партию металла, проверял его качество, чеканил монеты, а после окончания производства сдавал готовые монеты расходному казначею. Процесс был организован следующим образом: минцпробирер рассчитывал содержание меди в серебре, которое в процессе плавки должно было довестись до оптимального. Потом уже расплавленное серебро разливали по изложницам (формам для выплавки). Затем серебряные листы прокатывались и вальцевались, что придавало им нужную толщину. После этого из листов делались монетные заготовки на специальных станах, работавших от лошадиной или водной тяги. Затем следовал весовой контроль заготовки, проходили отжиг, галтовку (очищение от заусенцев и окалины), отбеливались и сушились. Заготовки, прошедшие контроль, получали гурт, а затем проходили тиснение на винтовых прессах. Недобравшие веса уходили на переплавку, а излишне весомые — в юстировку, где доводились до требуемого веса. Готовые кружки серебра вначале гуртовались (на боковину монеты наносилось рельефное изображение в виде наклонных или сетчатых линий), а затем отправлялись на тиснение в винтовых прессах. Каждый пресс снабжался коромыслами с гирями, которые служили рычагами управления. Если чеканкой ранее называлось только нанесение изображения с помощью формы и молота, то в дальнейшем так стали называть любое придание металлу формы монеты.
Автоматизация производства монет произошла в начале XIX века. В результате этого монеты стали гораздо лучшего качества, были одинакового веса, имели цельное изображение и труднее поддавались подделке. С некоторыми образцами монет послепетровского и петровского периода вы можете ознакомиться в нашем музее в разделе Монеты Российской Империи. Экземпляры любезно предоставили нам российские коллекционеры нумизматического материала этих периодов.